Консультация для воспитателей «Использование фольклора в развитии двигательной активности детей 3-4 лет»
Одним из актуальных вопросов в физическом воспитании дошкольников является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного воспитания. Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Использовать фольклор можно во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию.
Фольклорные физкультурные занятия:
- двигательно-творческие;
- сюжетные;
- театрализованные;
- музыкально-ритмические;
- игровые;
- познавательные;
- интегрированные.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:
- утренняя гимнастика в сочетании с фольклором;
- оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором;
- ритмическая гимнастика в русском народном стиле;
- физкультминутки на основе фольклора;
- русские - народные подвижные игры, игры- забавы, игры аттракционы.
Активный отдых:
- физкультурные досуги;
- спортивные и фольклорные праздники;
- дни здоровья; и т.д.
Работа с семьей:
- консультации и семинары- практикумы для родителей;
- групповые и общие собрания;
- просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором;
- совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников и развлечений.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий.
- материал должен быть хорошо знаком в соответствии с возрастными особенностями детей. (прибаутки, потешки, загадки, сказки, считалки, русские народные песни и пляски)
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
- большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
- моторная плотность физкультурных занятий и утренней гимнастики в сочетании с фольклорным материалом может достигать 80%.
Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например «Колобок», «Лиса-краса» и т.д.) воспитанники стараются как можно лучше, выразительнее передать образ героя. Образ также помогает качественнее выполнять основные движения. Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Физкультурное занятие построено таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, и с помощью которых решаются двигательные задачи.