Консультация для воспитателей «Обучение правилам безопасного поведения детей»
«Самое дорогое у человека - жизнь».
Н.А. Островский
Жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.
Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
- Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
- Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травма - опасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
- Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил пожарной безопасности. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами пожарной безопасности.
- Говорить и играть на темы пожарной безопасности с дошкольниками можно не более 20~25 минут (врач Л. Григорович).
- Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
- Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
- Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
- Пословицы, песни, стихи помогут закрепить сведениям о пожарной безопасности.
- Лучший урок безопасного поведения — это пример окружающих ребенка взрослых.
- Моделирование возможных опасных пожарных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения — необходимый метод освоения детьми правил пожарной безопасности.
- Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
- Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.
- Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов службы спасения и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
- Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и в группе — не только для чистоты, но и для безопасности.
- Физическая подготовка — один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников — развивать у них силу, ловкость, выносливость.
- Хранение пожароопасных предметов в недоступных для детей местах — особое содержание работы педагогов с родителями.
- Целесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил пожарной безопасности дошкольниками.
- «Что если...?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
- Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил пожарной
безопасности и последствий шалостей с огнем.
- Помощь родителей - специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель,
полицейский, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и правилами безопасности, службами помощи.
Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.