Воспитатель года Официальный сайт ГМУ Официальный интернет-портал правовой информации
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

ПРОЕКТ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «НАРОДНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА»
Информационный портал «Учимся вместе»
Своих не бросаем!
Правильная утилизация батареек
Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края
Министерство просвещения Российской Федерации

Консультация для воспитателей «Обучение правилам безопасного поведения детей»

«Самое дорогое у человека - жизнь».
Н.А. Островский

Жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё делает свои первые шаги в сложном мире, постигает день за днём все изгибы и превратности нашего бытия. На каждом шагу его подстерегает опасность. Такие особенности детей дошкольного возраста, как восприимчивость, доверчивость к окружающим взрослым, открытость в общении и любознательность определяют поведение в опасной ситуации и способствуют их уязвимости. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий своих действий. Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Но безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развитие у них самостоятельности и ответственности.  В связи с этим больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

- Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
- Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травма - опасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
- Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил пожарной безопасности. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами пожарной безопасности.
- Говорить и играть на темы пожарной безопасности с дошкольниками можно не более 20~25 минут (врач Л. Григорович).
- Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
- Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
- Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
- Пословицы, песни, стихи помогут закрепить сведениям о пожарной безопасности.
- Лучший урок безопасного поведения — это пример окружающих ребенка взрослых.
- Моделирование возможных опасных пожарных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения — необходимый метод освоения детьми правил пожарной безопасности.
- Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
- Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребенка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.
- Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов службы спасения и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
- Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и в группе — не только для чистоты, но и для безопасности.
- Физическая подготовка — один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников — развивать у них силу, ловкость, выносливость.
- Хранение пожароопасных предметов в недоступных для детей местах — особое содержание работы педагогов с родителями.
- Целесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил пожарной безопасности дошкольниками.
- «Что если...?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
- Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил пожарной
безопасности и последствий шалостей с огнем.
- Помощь родителей - специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель,
полицейский, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и правилами безопасности, службами помощи.
Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Воспитание у детей безопасного поведения – непрерывный, систематический, последовательный процесс, который надо начинать в раннем возрасте. Именно тогда закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Как сказал К.Ф. Ушинский: «Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». Только глядя на мир глазами ребёнка, понимая окружающее через их внутреннее мироощущение, мы сможем научить ребёнка правильно вести себя в сложных, опасных для его жизни ситуациях. Нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

 

Создание сайта Артёмов Антон