Программа работы воспитателя с родителями с ребенком ОВЗ
Автор: Воспитатель: Калинова А.В.
Пояснительная записка
“Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру. Из книги Ш. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
Актуальность
Одно из основных условий ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) является принцип партнѐрства с семьѐй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. В нѐм говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка»¹. В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования перестраивается и ситуация взаимодействия педагогов с семьей. В настоящее время в нашем ДОУ происходит осознание педагогами и родителями объективно изменившихся целевых основ взаимодействия с семьями воспитанников, освоение новых методов работы, связанных с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений, выявление потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов образовательных отношений.
В данной методической разработке представлен опыт сотрудничества всех участников (субъектов) образовательных отношений (педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 20», семьи воспитанников, учреждения социума) в условиях перехода на ФГОС ДО. В связи с этим, инновационнымво взаимодействии между участниками образовательных отношений является переход от взаимоотношений по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Главная цель в работе ПЕДАГОГА с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности . Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Основные задачи •сотрудничества с семьей – установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника на основе договора с родителями (законными представителями) об образовании детей по образовательным программам дошкольного установить партнерские•образования; отношения с учреждениями социума на основе договора о сотрудничестве по создать условия•образованию детей ДОО; для комфортной продуктивной деятельности всех участников образовательных отношений в рамках сотрудничества (создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной создать условия•взаимоподдержки); для повышения психолого – педагогической компетентности родителей (законных •представителей) воспитанников; расширить сферы участия родителей (законных представителей) в организации жизни детей в ДОО, активизировать позицию семьи в образовании детей, в приобщении их к общечеловеческим ценностям, поддерживать их уверенность в собственных обеспечить•педагогических возможностях; высокое качество образования каждого воспитанника, с учѐтом их индивидуальных возможностей, особенностей и потребностей, на основе построения единого образовательного пространства в триаде «ДОО – СЕМЬЯ - СОЦИУМ».
При планировании взаимодействия с родителями детей с ОВЗ нужно учитывать следующее:
- Родители должны участвовать в составлении индивидуального плана развития ребенка.
- Родители должны регулярно получать отчеты об успехах ребенка.
- При возможности следует организовать домашнее визитирование-посещать семью ребенка дома, так у педагогов будет возможность понять требования, предъявляемые к ребенку родителями.
- Родители приглашаются посещать групповые и индивидуальные занятия с ребенком. Так униях будет возможность познакомиться с методами преподавания, применяемыми в дошкольном образовании.
- Поощряется помощь родителей в организации совместных мероприятий.
Основные принципы организации работы учителя с родителями детей с ОВЗ:
- принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",
- включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи,
- вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач
- использовать и другие формы коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, конкурсы, викторины, смотры знаний и т.д.
Индивидуальные формы работы: беседы и консультации специалистов, семейное консультирование (психотерапия), индивидуальные занятия с ребенком в присутствии матери; подбираются эффективные методы воспитательно-педагогического воздействия на ход психического развития самого ребенка и результативные способы обучения родителей коррекционно-развивающим технологиям; родительский час, переписка или «Служба доверия».
Коллективные формы взаимодействия: общие родительские собрания: информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия с другими организациями, в том числе и социальными службами; групповыеродительские собрания: обсуждение с родителями задач, сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье, «день открытых дверей» - знакомство с ДОУ, школой, направлениями и условиями его работы, тематические доклады, плановые консультации, семинары, знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии, ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе, проведение детских праздников и развлечений.
В практической деятельности организация родителей детей с ОВЗ осуществляется с помощью группы следующих методов:
информационные - информационные тексты, устные информационные сообщения, информационные лекции, собрания, семинары; проблемные проблемные - лекции-диалоги, круглые столы, тренинги, дискуссии, тренинги, ролевые игры, детско-родительские мероприятия, тематические недели семьи, семейные клубы, акции; психотерапевтические -релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии.
Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие: 1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские университеты; конференции и др.) 4 2) Вовлечение родителей в учебно- воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые уроки и внеклассные мероприятия и др.) 3) Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом (участие родителей класса в работе родительского комитета и др. ) Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа .
Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ:
- Посещение семьи.
- Анкетирование.
- Переписка с родителями.
- Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий.
- Консультации, беседы.
- Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель.
Воспитателю нужно организовывать совместные интернет проекты детей класса и детей с ОВЗ. Например, участие в проекте « Готовлю вместе с мамой». Воспитанники ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают фотографии, видео приготовления блюд и обмениваются друг с другом. На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное образование, но и адаптироваться в социальной среде, общаясь с друзьями в скайпе и на детсадовских форумах. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами сада при организации открытых садовских форумов на сайте детского сада и в социальных сетях. Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между детским садом и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и в детском саду.
Вся работа с родителями, имеющими особенного ребёнка, строится на сотрудничестве и доверии, проводится поэтапно.
На 1 этапе, ещё до поступления детей в образовательное учреждение, психологами осуществляется патронаж семей. Эффективно действует программа изучения семьи: структура семьи и психологический климат, социальный статус матери и отца в семье, основные принципы семейных отношений, стиль и фон семейной жизни, воспитательный климат семьи, культурный уровень родителей, трудности.
На 2 этапе помогаем семье выработать правильное отношение к реакции окружающих на внешние особенности ребёнка, вовлекаем родителей в процесс интеграции детей в общество.
Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. В нашей школе в ходе различных мероприятий, собраний, круглых столов, экскурсий, открытых занятий, семинаров-тренингов, организации выставок детских работ, совместно с родителями, знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии, ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе, проведение детских праздников и развлечений дают возможность понимания психологических особенностей своего ребенка, активизируются коммуникации в семье, повышают интерес к внутреннему миру своего ребенка.
Вывод, результат.
Существует еще масса проблем в модернизации образования детей с ОВЗ, но у нас уже есть свои маленькие победы: (т.е. это условия, созданные на данный момент в наличие у детей с ОВЗ•нашем ДОУ): принятие•желания посещать детский сад; детским коллективом и родителями нормально развивающих сверстников •детей с особенностями развития; привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.
Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. В нашей школе в ходе различных мероприятий, собраний, круглых столов, экскурсий, открытых занятий, семинаров-тренингов, организации выставок детских работ, совместно с родителями, знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии, ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе, проведение детских праздников и развлечений дают возможность понимания психологических особенностей своего ребенка, активизируются коммуникации в семье, повышают интерес к внутреннему миру своего ребенка.
Литература
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М. 2008.
- Борякова Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: АСТ, 2008.
- А. А. Андреев «Введение в дистанционное обучение», Учебно-методическое пособие. - М.,1997.
- Е. А. Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др. под редакцией Е. А. Стребелевой. - М. - Экзамен, 2004.
- «Проблемы родителей детей с синдромом Ушера: некоторые подходы к их решению» // Дефектология 2001.
- Е. С. Евдокимова, И. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. «Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей». М.: Мозаика – Синтез, 2007.
- Н. М. Оконешникова. Работа специалистов по сопровождению приемных детей с ОВЗ и их семей. Проблемы сопровождения замещающих семей, принявших на воспитание детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017. Том 15. № 1
- Интернет.