Воспитатель года Официальный сайт ГМУ Официальный интернет-портал правовой информации
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

ПРОЕКТ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «НАРОДНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА»
Информационный портал «Учимся вместе»
Своих не бросаем!
Правильная утилизация батареек
Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края
Министерство просвещения Российской Федерации

Проект сюжетно-ролевые игры «Мир профессий» в средней группе

Средняя группа №2

Воспитатели:
Калинова А.В.
Никулина С.М.

Актуальность: дошкольное детство - от 3 -7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении с взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах с взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению, готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь. Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.

В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. К трем годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.

Огромное значение игры для развития психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Цель проекта:

  • обогащение игрового опыта детей,
  • расширение сюжета игр,
  • подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи:

  • расширять знания и представления детей о людях разных профессий (повар - кондитер, работник прачечной, врач, парикмахер, полицейский (инспектор ДПС, шофер, строитель, продавец, грузчик); а также об их трудовых действиях;
  • развивать умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе полученных знаний;
  • развивать умение выбирать роль и действовать согласованно, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (врач - пациент);
  • поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли;
  • воспитывать интерес к игре.

Проблемное поле:

  • социально-коммуникативное развитие (познакомить детей с элементарными нормами и правилами поведения в социуме; учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения);
  • речевое развитие (развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно участвовать в нем; обогащать словарь детей).

Вид проекта: творческий, игровой.

Участники проекта: дети средней группы, их родители, воспитатель группы.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Этапы проекта

I. Подготовительный этап.

  • Проведение консультации для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни младшего дошкольника».
  • Создание совместно с родителями атрибутов к сюжетно-ролевым играм: пошив фартука и колпака для кондитера (повара); пошив белого халата и головного убора для врача; изготовление жезла для инспектора ДПС и водительских прав для водителей (шоферов); пополнение атрибутами сюжетно-ролевых игр: «Строители» -  инструментами строителя, «Парикмахерская» - игрушечными ножницами, расческами, «Прачечная» - утюгами, муляжами стирального порошка, «Магазин» - продуктами, деньгами, одеждой продавца.
  • Организация выставки иллюстраций для детей на тему «Профессии наших пап и мам» (подобраны картины повара, врача, строителя, полицейского, парикмахера, грузчика).
  • Введение новых дидактических (настольно-печатных) игр «Кто что делает?», «Профессии», «Кому  что нужно для работы?», лото «Профессии», пазлы «Профессии».
  • Пополнение книжного уголка новыми книгами: К. Чуковский «Айболит», С. Михалков «Дядя Степа», В. Маяковский «Кем быть?», книжки-малышки о разных профессиях.

II. Основной этап.

  • Беседы с детьми по темам «Какие мы знаем профессии», «Строители», «Что делают в прачечной?», «Как нужно себя вести в магазине», «Айболит спешит на помощь», «Правила дорожные знать малышам положено!», «Кто такой инспектор ДПС», «Что нам приготовил повар-кондитер?», «Зачем мы ходим в парикмахерскую».
  • Непосредственно образовательная деятельность.
  1. Занятие по развитию речи на тему «Очень мамочку люблю, потому что…», целью  которого было напомнить детям, в каких профессиях может быть занята их мама (врач, продавец, прачка и т. д.).
  2. Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему «Хорошо у нас в детском саду», целью которого было проведение экскурсии в прачечную, на кухню и в кабинет медсестры. (Закрепление знаний о профессиях повара, прачки и медсестры.)
  3. Занятие по лепке на тему «Бублики (баранки)», целью которого было слепить кондитерские изделия для сюжетно-ролевой игры «Повар-кондитер».
  4. Занятие по рисованию на тему «Разноцветные колеса», целью которого было закрепить умение рисовать предметы круглой формы, и напомнить детям, что транспортом управляет шофер (водитель, который соблюдает правила дорожного движения и подчиняется приказам инспектора ДПС.
  • Физкультминутки по теме «Профессии».
  1. Подъемный кран
    Кран с высокою стрелой (соединить руки в замок, поднять вверх)
    Крюк везет перед собой, (опустить руки перед собой)
    За него цепляют грузы, (наклоны вниз)
    Поднимают их и грузят. (выпрямиться, руки на пояс)
  2. Шофер
    Мы в автобус дружно сели (Приседают на корточки.)
    И в окошко посмотрели. (Делают повороты головой)
    Наш шофер педаль нажал, (Одной ногой нажимают педаль)
    И автобус побежал. (Бегут по кругу, в руках «руль»)
  3. Мамам дружно помогаем
    Мамам дружно помогаем: (Наклоны вперёд)
    Сами в тазике стираем. (движения руками,
    И рубашки, и носочки,  имитирующие  полоскание)
    Для сыночка и для дочки.
    Через двор растянем ловкость  (Потягивания — руки в
    Для одежды три верёвки. стороны.)
    Светит солнышко-ромашка, (Потягивания —руки
    Скоро высохнут рубашки. вверх.)
  4. Гномики-прачки
    Жил-были в домике (Идут по кругу.)
    Маленькие гномики:
    Токи, Пики, Лики,
    Чики, Микки.
    Раз, два, три, четыре, пять, (Прыгают на месте.)
    Стали гномики стирать: (Наклонившись вперед,
    Токи – рубашки, делают движения,
    Пики – платочки, напоминающие стирку.)
    Лики – штанишки,
    Чики – носочки.
    Микки умничка был, (Идут по кругу.)
    Всем водичку носил.
  • Пальчиковая гимнастика по теме «Профессии».
  1. Поварята
    Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальчики.)
    А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят».)
    Пирожки и плюшки, (Поочередно разгибают 
    Сдобные ватрушки, пальчики,
    Булочки и калачи - начиная с мизинца.)
    Всё мы испечем в печи.
    Очень вкусно! (Обе ладошки разворачивают вверх.)
  2. Прачка
    Постираю чисто, с толком (Делают движения кулачками,
    Рубашку, кофту и футболку, имитирующие стирку. Пальцами
    Свитерок и брюки - правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с другой рукой.)
    Устали мои руки! (Встряхивают обе руки.)
  • Дидактические (настольно-печатные) игры: «Кто что делает?», «Профессии», «Кому что нужно для работы?», целью которых было обогащать и закреплять знания детей о профессиях людей, пополнять словарный запас детей.
  • В свободное время чтение детям литературных произведений о людях разных профессий; чтение сказок: русской народной сказки «Теремок», сказки С. Михалкова «Три поросенка», заучивание отдельных отрывков из стихотворений К. Чуковского «Айболит» и С. Михалкова «Дядя Степа».
  • Проведено развлечение «Вечер загадок о профессиях наших мам и пап».
  • На основном этапе проекта проведены беседы родителей с их детьми на тему «Где и кем я работаю».
  • Сюжетно-ролевые игры «Мир профессий».
  1. «Стройка»
    Задачи: формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.
    Роли: строители, шофёр, грузчик.
    Игровые действия: выбор объекта строительства. Выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку. Строительство. Дизайн постройки. Сдача объекта.
    Игровой материал: различные строительные материалы, инструменты, предметы-заместители.
  2. «Прачечная»
    Задачи: развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чистым вещам — результату ее труда.
    Роли: работницы прачечной.
    Игровые действия: предлагаю выбрать детям работников прачечной. Разъясняю их трудовые действия. Помогаю применить данные действия в ходе игры. Знакомлю с техникой безопасности при пользовании бытовой техникой и химией.
    Игровой материал: Стиральная машина, стиральный порошок, мыло, утюги, гладильная доска, кукольная одежда, кукольное постельное белье.
  3. «Парикмахерская»
    Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу
    Роли: парикмахеры, клиенты.
    Игровые действия: посетители снимают верхнюю одежду, вежливо здороваются с парикмахером, просят сделать стрижку, советуются с парикмахером, благодарят за услуги. Парикмахер моет волосы, сушит, причесывает, делает стрижки, красит волосы. (Можно соединить с игрой «Дом, семья»)
    Игровой материал: зеркало, набор расчесок, фен для сушки, бигуди, лак для волос, одеколон, халаты, пелеринки.
  4. «Скорая помощь»
    Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость; воспитывать культуру общения.
    Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.
    Игровые действия: больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет фамилию и имя больного, сообщает возраст, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т. д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.
    Игровой материал: телефон, халат доктора, шапочка доктора, фонендоскоп, тонометр, градусник, вата, бинт, пинцет, шприц, лекарства, и т. д.
  5. «На дороге»
    Задачи: знакомить с некоторыми дорожными знаками, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ДПС», «светофор», «нарушение правил движения», «пешеход», «штраф».
    Роли: инспекторы ДПС, водители, пешеходы.
    Игровые действия: детям предлагают выбрать сотрудников ДПС, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты и пешеходы. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.
    Игровой материал: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор, полицейская фуражка, жезл, водительские удостоверения.
  6. «Кондитерская фабрика»
    Задачи: воспитывать интерес и уважение к труду кондитеров (поваров, развивать воображение, поощрять детскую инициативу, создавать интересную перспективу игры на завтрашний день.
    Роли: кондитеры, фасовщики.
    Игровые действия: выбрать кондитеров, фасовщиков. Предложить изготовить конфеты и печенье, красиво обернуть в фантики, расфасовать по пакетам. Разъяснить и показать детям, как они должны это делать.
    Игровой материал: фартуки, косынки, фантики, пластилин, пакеты из бумаги.
  7. «Магазин»
    Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
    Роли: продавец - кассир, покупатели, водитель, грузчик.
    Игровые действия: водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы раскладывает товар на полках. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек.
    Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, деньги.

III. Заключительный этап

  • Был проведен анализ подготовительного этапа: составлен список какого игрового материала и оборудования не хватило для проведения сюжетно-ролевых игр, чем необходимо пополнить игровые зоны.
  • Был проведен анализ основного этапа: проявляли ли дети желание участвовать в сюжетно-ролевых играх, проявляли ли они самостоятельность при выборе ролей и атрибутов для игры.
  • Был проведен анализ речевой активности детей: умение вступать в речевой контакт и активно участвовать в нем.
  • Были проведены беседы с детьми о проведенных сюжетно-ролевых играх: что им понравилось, какие игры были более интересные и будут ли они играть в них самостоятельно.
  • Была подготовлена презентация проекта.

Вывод: дети приобрели начальные знания о профессиях, представленных в проекте. Все дети охотно принимали участие в сюжетно – ролевых играх, предложенных воспитателем. Они получили представление о том, как можно организовать игру, используя полученные знания, как можно разнообразить сюжет любой игры. В свободной деятельности некоторые дети развивают предложенный сюжет, часть детей строит игру по-своему. Следует развивать интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагать новые варианты игры, расширять предметно – развивающую среду.

Список используемой литературы

  1. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Средняя группа / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  3. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. - М. :МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2015.
  4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  5. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  6. Татьяна Березенкова: Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр. Средняя группа. Издательство: Учитель, 2017 г. Серия: ФГОС ДО: практика реализации
  7. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. - № 4.- 2005.- с. 33-37
  8. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - М. : Линка-Пресс, 2009
  9. Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Издание 2-е. /Н. В. Краснощекова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
Создание сайта Артёмов Антон