Воспитатель года Официальный сайт ГМУ Официальный интернет-портал правовой информации
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

ПРОЕКТ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «НАРОДНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА»
Информационный портал «Учимся вместе»
Своих не бросаем!
Правильная утилизация батареек
Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края
Министерство просвещения Российской Федерации

Кружковая деятельность «Почемучки»

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью большое значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.
На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Это отражает всю сущность окружающего мира. Усваивается все прочно только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Одним из эффективных методов работы является исследовательская деятельность, а именно экспериментирование.

Дети младшего дошкольного возраста очень любят экспериментировать. Отечественные педагоги, Н. Н. Поддьякова, А. П. Усова, Е. Л. Панько, Г. М. Лямина, объясняют это тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте, наряду с игровым, он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, формированием элементарных математических представлений, продуктивных видов деятельности, развитием речи (умение четко выразить свою мысль помогает проведению опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи).

Они с удовольствием обследуют песок, камешки, предметы; любят плескаться воде, наполнять и опорожнять сосуды, превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки, пускают кораблики, любят экспериментировать с плавающими и тонущими предметами; пробуют делать пену и пускать мыльные пузыри.

Поэтому для меня стала очевидной углубленная работа по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития». Для этой цели была выбрана тема для кружковой работы « Почемучка».

Одна из главных целей, которые я ставлю перед собой - развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

  1. Углублять представления о живой и неживой природе.
  2. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.
  4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, учить умению делать выводы.
  5. Формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
  6. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
  7. Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания, развивать умение детей взаимодействовать со взрослым, выполняя общую коллективную работу.

Содержание кружковой деятельности «Почемучки»
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических.


В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования. Любознательного ребёнка очень трудно отвлечь на прогулке от лужи, ручья или пруда. Дело не ограничивается созерцанием, следующий этап – изучение глубины, свойства грязи и разнообразия водных обитателей. Знания и впечатления, добытые с таким интересом, непременно дадут толчок фантазии, творчеству и новым вопросам. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи ребёнка.

Главная цель кружка «Почемучки» – заинтересовать детей первыми, пусть несложными, но неожиданными и занимательными исследованиями и экспериментами, помочь им увидеть удивительное и непонятное в обычных, хорошо знакомых предметах и явлениях. Попутно дети знакомятся с интересными фактами, с древними мифами и легендами, улыбаются курьёзным случаям из истории науки. Такие совместные исследования эффективно развивают в детях наблюдательность, умение мыслить и анализировать.

Особое внимание уделяется формированию первых представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты (вода, воздух, песок и др.) связаны между собой и как живые организмы (растения, животные и др.) зависят от среды обитания. Такой подход в работе кружка «Почемучки» позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.
Важное значение придаётся нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране родного Ставропольского края.
Экспериментирование в дошкольных учреждениях осуществляться в разных формах. К подготовительной к школе группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Поэтому исследовать и экспериментировать мы начали с младшего дошкольного возраста, с трех лет. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности. Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей.

Вторая младшая группа (1 год обучения)

Тема: «Мыльные пузыри»
Форма работы: Путешествие
Цель: Познакомить детей с мыльными пузырями, рассказать о свойствах
Задачи:

  • Упражнять в использовании нетрадиционного приема изображения: мыльными пузырями;
  • Тренировать дыхание: способствовать развитию более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
  • Познакомить с нетрадиционной техникой изображения,
  • Развивать воображение, фантазию;
  • Поощрять детское творчество, инициативу;
  • Интеграция с областью художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование: Стаканчики с цветным мыльным раствором;
коктейльные трубочки по количеству детей; альбомный лист; кисточки.


Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня отправимся в волшебную страну, мыльных пузырей. А вы любите мыльные пузыри? Дети: Да.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны мыльные пузыри? Дети: Для праздника, для хорошего настроения...

Воспитатель: А вы знали о том, что мыльными пузырями можно рисовать? Дети: Нет.
Воспитатель: Для того что бы показать как это делается нам нужно срочно превратиться в мыльный пузырь и полететь в страну мыльных пузырей. А на какую геометрическую фигуру похож мыльный пузырь? Дети: Круг.
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки представим, что наш круг, это один большой мыльный пузырь.
Дети идут по кругу под музыку, когда начинает играть припев, они сужают и расширяют круг, после окончания музыки дети подходят к столу играет песня "Ри - Мыльные пузыри"
Весь мир не стоит слезы
Заклинанье это скажи
Любовь летит
На крылышках стрекозы
Садиться на цветок
И улетает вновь.

Припев:
Я надуваю мыльные пузыри
Я надуваю мыльные пузыри
Я надуваю мыльные пузыри
Я надуваю мыльные пузыри...
Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели в страну волшебных мыльных пузырей, как вы думаете, что нужно сделать, что бы появился мыльный пузырь?
Дети: Опустить трубочку в стаканчик с водой и подуть в неё.

Воспитатель: Правильно, но мы просто так дуть мыльные пузыри не будем,
мы будем мыльными пузырями рисовать. А вы знаете, как мы будем ими
рисовать?
Дети: Дуть на лист; не знаем.
Воспитатель: Я вам покажу.

Показ приема изображения мыльными пузырями.
1. Раздувание мыльных пузырей.
2. Прикладывание альбомного листа к пене из воздушных пузырей. 3.Перенос пены в ложке на альбомный лист.
После показа как правильно рисовать дети проходят за столы и приступают к
рисованию.

Заключительная часть
Воспитатель: Ну что ж, нам пора возвращаться, пусть наши работы с вами
подсыхают, а мы с вами возвращаемся на ковёр. Скажите, вам понравилось
рисовать мыльными пузырями?
Дети: Да, было очень весело.
Воспитатель: А что у вас получалось из мыльных пузырей?
Дети: Колобок, солнышко, снеговик, печенье...
Воспитатель: Давайте похлопаем в ладоши, как будто мы с вами лопаем
Мыльные пузыри - таким образом снова возвратимся в нашу группу.
Продолжение темы в опытно-экспериментальном проекте «Откуда берутся мыльные пузыри?» (Приложение 1)

Средняя группа (2 год обучения)
Тема: «Узнаем: какая вода».
Форма работы: Экспериментирование.
Цель: Закрепление знаний детей о живой и не живой природе, их свойствах.
Задачи:
Развивать мыслительную деятельность, формировать определенные качества личности, процессы психического развития.
Способность к развитию и знаниям детей.
Развивать представления детей о свойствах и явлениях на чувственно- наглядном образе.
Развивать мелкую моторику рук.

Формировать более четкие и реалистические представления и обобщения, которые дают возможность познавать проявления единства явлений в их многообразии.
Предоставлять детям возможность производить самостоятельный поиск. Воспитывать интерес и стремление к новым знаниям, обогащение чувств, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка.
Оборудование: (на каждого ребенка).
2 стакана с водой, пустой стакан, чайная ложка, соль, сахар, камушки, цветные полоски, листочки с изображениями пустого стакана.
Глобус, аудиозапись звуков воды, презентация «Всё о воде».
Организационный момент
Целевые ориентиры: Проявлять любознательность, задавать вопросы. Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Владеть речью, как средством общения. Проявлять интерес к загадкам.
Воспитатель: Ребята мы отправляемся в небольшое путешествие по нашей планете - Земля. Хотите?
-Мы можем сейчас увидеть море, океан?
-Можем, а где? … Отгадайте загадку.
Все моря и океаны
Города найдёшь на шаре, реки страны и заливы,
Горы острова, проливы.
Вся земля, поверьте мне,
На этом маленьком, столе. (Глобус)
Показ глобуса.
Основная часть

- А где находится вода на Земле?
Дети: моря, реки, озера, болота.
Воспитатель: Вода – это самый важный компонент для жизни на земле.
- А что произойдет, если на земле не станет воды?
Дети: все умрут.
- Почему все умрут?
Дети: Потому, что, всему живому нужна вода.
Загадки о воде.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет гряз с лица и рук?
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без …. (воды)
Показ презентации «Детям о воде».
Целевые ориентиры:
Развивать интерес к познанию окружающего, участвовать в совместном экспериментировании, Уметь общаться со сверстниками во время опытов.
Все цветы в уголке природы мы поливали, а один – нет, и он завял.
Показ завянувшего растения.
- Почему?
Дети: Потому, что ему не хватало воды.
Воспитатель: Правильно.
Дети: Потому, что, всему живому нужна вода.
Воспитатель: И мы убедились в этом на проделанном нами опыте с растением.
Пальчиковая гимнастика «Лодочка»
Две ладошки прижму и по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, - это лодочка моя.
Паруса подниму, синим морем поплыву.
А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.( дети выполняют движения кистями рук, сложенными вместе).
В-ль: - Давайте познакомимся со свойствами воды. Узнаем, какая вода?
Дети садятся за столы
В-ль: Ребята, перед вами в стаканчиках вода. Как вы думаете, какая она? Чистая или грязная? (чистая). А теперь, узнаем какая же еще вода?
1 опыт: «Прозрачность» - У меня в стакане молоко. Я опускаю туда камешек. Посмотрите, Вы видите камешек? (нет). А теперь опустите камешек в свой стаканчик с водой. Вы видите камешек в воде? (да) Значит какая вода? Она прозрачная (повторить с детьми).
2 опыт «Запах воды» - Ребята, давайте узнаем, есть ли у воды запах, чем она пахнет? Понюхайте воду в своих стаканчиках. Чем пахнет? У чистой воды нет запаха. Но если добавить пахучее вещество, то вода будет пахнуть этим веществом. (добавляю в воду духи и даю детям понюхать)
3 опыт: «Цвет воды» - Сейчас мы узнаем, какого цвета вода. На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.
Можно ли сказать, что вода синяя? Зеленая? Желтая? Красная? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок).
Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды? У воды нет цвета. Она бесцветная (повторить с детьми)
У воды нет цвета, но ее можно подкрасить. И тогда цвет воды будет зависеть от того какую краску мы добавим. (окрашивание воды). Вода становится окрашенной.
4 опыт: «Вкус воды» - А теперь определим вкус воды (даю по 2 стаканчика с кипяченой водой, предлагаю попробовать) -Какой вкус у воды? У воды нет вкуса, она безвкусная. А теперь добавьте в стаканчик соль. Попробуйте. Какая вода? (соленая) В другой – сахар. Какой стала вода? (сладкая). У воды нет вкуса, но она приобретает вкус того вещества, которое мы добавляем.

5 опыт: «Звуки воды» - Ребята, как вы думаете, мы можем услышать звуки воды? Давайте послушаем. Вы что-нибудь слышите? (ответ детей) Верно, мы не слышим воду, когда она не подвижная, т. е. не двигается. Но, если мы перельем воду, то мы услышим звук воды. (предложить вылить воду в таз).
- Где еще можно услышать как звучит вода?
Прослушивание звуков воды.
На память о сегодняшнем мероприятии дети разукрашивают стаканчик с любой жидкостью (сок, вода, коктейль)

Список используемой и рекомендуемой литературы
Тугумева Г.Г., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего старшего дошкольного возраста.- СПб., Детство – Пресс. 2011.
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Вода. - М., 2008.
Николаева С.Н., Методика экологического воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2001.
Дошкольное воспитание 1998, №9, с. 11 Сколько воды нужно человеку? Королева А.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Под ред. Л.Н.Прохоровой. - М., АРКТИ, 2005.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.,ТЦ Сфера, 2005.
Рыжова Н.А. Волшебница - вода. - М., Линка - Пресс, 1997.
Интернет ресурсы

Создание сайта Артёмов Антон