Воспитатель года Официальный сайт ГМУ Официальный интернет-портал правовой информации
Результаты независимой оценки качества оказания услуг организациями

ПРОЕКТ ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «НАРОДНАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА»
Информационный портал «Учимся вместе»
Своих не бросаем!
Правильная утилизация батареек
Навигатор дополнительного образования детей Ставропольского края
Министерство просвещения Российской Федерации

Выступление к методическому объединению «Педагогическое сопровождение «особого» ребёнка»

Слайд 2

Своё выступление хочу начать со слов великого художника Леонардо Да Винчи: «Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок», педагог должен иметь терпение, мудрость, профессионализм, чтобы дать детям возможность получить образование.

Cегодня хочу рассказать о ребёнке, который воспитывается в моей группе – это Дима Т.
Дима Т. 2012 года рождения, 5 лет. В детский сад поступил из семьи в октябре 2016 года. В карте ребёнка неврологом было указано- ЗРР.
Ребёнок воспитывается в полной семье, где кроме него есть старшая сестра.

Адаптация проходила сложно: ребёнок не разговаривал, плохо шёл на контакт, не слушался, не проявлял интереса к занятиям, был гиперактивным. С родителями вёл себя агрессивно: требовал, капризничал, плакал.

В младшем возрасте играл обособлено, в контакт с другими детьми вступал мало. В совместные подвижные игры надо было пригласить отдельно- сам не подходил. За организованными сюжетно-ролевыми играми иногда наблюдал, но желания вступить в игру не проявлял.

Слайд 3
Особенности ребёнка
Внимание не устойчивое, не может длительно на чём-то сосредоточиться, постоянно отвлекается сам и отвлекает других детей;
Память: медленно запоминает и быстро забывает, пересказывать отказывается, отвечает на вопросы редко, односложно или кивком головы.
Мышление: не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи, не выделяет главное в воспринимаемой информации, не выполняет счётные операции.
Восприятие цвета: не называет основные цвета.
Восприятие формы: не группирует предметы по форме.
Временные представления: не сформированы.
Пространственные представления: не определяет положение в пространстве по отношению к себе, не использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве;
Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность во время занятий, не доводит дело до конца, работает неравномерно, помощь практическую принимает, на словесную не реагирует, может бросить работу, переживаний не проявляет.
Игровая деятельность: в игровой деятельности проявляет себя пассивно, нет любимых игр, не умеет поддерживать игру, эмоционально пассивен.
Трудности в общении: малоконтактен со взрослыми, в индивидуальных беседах скован, отворачивается.
Все эти особенности нас озадачили и мы стали искать причины и способы их устранения.
Дима - часто болеющий ребёнок. В связи с этим редко посещал дошкольное учреждение. Программу воспитания и обучения по основным областям усваивает с трудом.
Наблюдая за ребёнком, в ходе бесед, занятий, мониторинга было выявлено значительное отставание ребёнка во всех областях, стойкое нарушение познавательной деятельности специфического характера, проявляющееся в плохо сформированных навыках.

Слайд 4

Предполагаемые причины: частые простудные заболевания привели к воспалению аденоидита, в связи с чем была снижена слуховая память, задержка речевого развития, вседозволенность и попустительский стиль воспитания в семье - всё это привело к трудностям в усвоении программных задач.
С ребёнком стали проводить больше индивидуальной работы, были проведены занятия с логопедом и психологом. Начался процесс сопровождения ребёнка.

Слайд 5

Сопровождение- это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребёнка, в основе которой лежит чёткая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, на создание условий успешного развития ребёнка.
Индивидуальное сопровождение проходит поэтапно. (этапы представлены на слайде)

Слайд 7

1 этап – Подготовительный (сбор информации)
2 этап – Комплексной диагностики ( выявление особенностей)
3 этап – Разработка индивидуального маршрута ( план мероприятий)
4 этап – Деятельностный (коррекционная работа)
5 этап – Рефлексивный ( анализ результатов)
Работу начали с бережного и конфиденциального сбора информации о различных сторонах жизни и динамики развития ребёнка (1 этап- подготовительный ). Для получения и анализа такого рода информации мы использовали методы педагогического мониторинга (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)(2этап- комплексной диагностики).
Полученные результаты отражаются в карте индивидуального развития дошкольника. Мониторинг выявляет не только запаздывание в развитии и проблемы детей, но и положительные моменты- эта форма позволяет отражать сильные и слабые стороны в развитии ребёнка, также индивидуальные проявления, особенности. В целом, знание тех и других особенностей необходимы нам для выбора оптимальных форм сопровождения, показывают перспективу его дальнейшего развития, то над чем нам нужно работать.
Мы обратились в ПМПК детского сада с инициативой об обследовании ребёнка. На ПМП консилиуме было принято решение (с согласия родителей)- направить ребёнка на ТПМПК. Ребёнок был обследован специалистами территориального ПМПК и ими дано заключение:

Слайд 8

«Неравномерно задержанное психическое развитие. Системное недоразвитие речи лёгкой степени».

Слайд 9

Даны рекомендации по оказанию психолого-медико-педагогической помощи, по организации специальных условий обучения и воспитания: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного общего образования для обучающихся с общим недоразвитием речи с учётом индивидуальных психофизических особенностей ребёнка с задержкой психического развития в группе компенсирующей направленности.
Нами была составлена «Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучения ребёнка с задержкой психического развития.», разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования нашего учреждения.

Слайд 10

Цель программы состоит в формировании у ребёнка знаний об окружающем мире, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

Слайд 11

Задачи программы состоят в:
1. Осуществлении ранней диагностики, определении путей профилактики и координации психических нарушений.
2. Подборе, систематизации и совершенствовании приемов и методов работы в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннем развитии всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника.
Программа дополняется коррекционными задачами деятельности ДОУ по выполнению адаптированной образовательной программы, так же разработан индивидуальный образовательный маршрут ребёнка(3 этап сопровождения)
При оценке динамики ребёнка с ОВЗ стараемся сравнивать его не с другими детьми, а с самим собой на предыдущем уровне развития. Создаём для ребёнка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности, корректно и гуманно оцениваем динамику продвижения ребёнка.
Наша задача, педагогов и родителей, помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья понять, что он не является изгоем в обществе и может наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников.
Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, психолога, музыкального руководителя, родителей и педагогов.
Конечно же, педагог был и будет основной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на ребёнка. Наибольшее количество времени с ребёнком проводит воспитатель:

Слайд 12
• Проводим занятия.

Слайд 13
• Воспитываем культурное-гигиенические навыки.

Слайд14
• Организуем индивидуальную работу с учётом рекомендации специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда).

Слайд 15
• Применяем здоровье-сберегающие технологии.

Слайд 16
• Консультируем родителей.

Слайд 17
Слайд18
• Определяем уровень развития разных видов деятельности ребёнка.

Слайд 19
Слайд 20
В нашей работе возникли трудности: дело в том, что для Димы характерна иногда некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движения, плохая работоспособность, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах.
Перед нами возникли вопросы: как же организовать интеграцию этого ребёнка? Помог нам в этом, опрос мамы об увлечениях ребёнка. Стали строить свою работу, учитывая его индивидуальные особенности: организуем больше для него настольно-печатных игр, опираемся чаще на наглядный материал для ознакомления с окружающим, вовлекаем ребёнка в подвижные игры со словами с целью развития речи. Вовремя НОД и вне занятий индивидуальная работа с ребёнком затруднена из-за стеснительности, комплекса недоразвития речи. Учитывая это, применяем разные способы, например, упражнение-«расскажи вместе с другом…»- это привело к положительному результату – Дима стал повторять не весь текст, но слова и фразы повторял вместе с другим ребёнком. Для заучивания стихотворения используем разные технологии:

Слайд 21
Слайд 22
«мнемотаблицы», « стихотворениепо рисунку», «разложи картинки по стихотворению»

Слайд 23
Особое внимание уделяем системе взаимодействия с родителями- общая цель которой: создание условий для привлечения семьи к сопровождению особого ребёнка.
Взаимодействие с родителями строится в трёх направлениях:
1.Просвещение- с целью повышения педагогической грамотности родителей (подбор педагогической литературы)
2.Консультирование- с целью информирования родителей об особенностях и проблемах развития ребёнка, о его достижениях.
3. Досуговое направление – сцелью устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Методы активной работы с родителями могут быть абсолютно разными по форме, но главное, чтобы они были направлены на решение одной проблемы- объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной непрерывной работе педагогов и семьи можно будет увидеть положительный результат.
Мы продолжаем тесное взаимодействие с родителями: (мама идёт на контакт, прислушивается и берёт во внимание консультации специалистов, знакомится с предлагаемой литературой, реализует рекомендации с ребёнком дома) проводим беседы о достижениях ребёнка, даже незначительных, обсуждаем работы продуктивной деятельности, советуем родителям поговорить с Димой на ту или иную тему, рекомендуем проводить с ребёнком мероприятия выходного дня, приглашаем на праздничные мероприятия, на открытые занятия.
Заключение ТПМПК было получено в конце ноября 2017 года. С декабря месяца начался процесс сопровождения ребёнка. В результате внедрения комплексного сопровождения ребёнка с ОВЗ в течении трёх месяцев мы можем отметить следующие положительные изменения в развитии ребёнка:

Слайд 24
• Улучшилась мелкая и крупная моторика.
• Повысилась познавательная активность.
• При объяснении задания взрослым, самостоятельно начал выполнять задания.
• Повысилась самооценка.
• Лучше стал понимать, обращённую к нему речь взрослого.
• Справляется с упражнениями, требующими повторений физических движений, по показанному способу действия.
• Стал больше общаться со сверстниками, участвовать в подвижных играх.
• Впервые рассказал стихотворение на утреннике.

Слайд 25
Нами намечены перспективы в работе:
• Продолжать взаимодействие со специалистами: поддерживать связь, обсуждать полученные результаты.
• Активно сотрудничать с родителями Димы Т., помочь родителям понять сущность имеющихся у ребёнка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребёнка. Это подготовит и настроит родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребёнку.
• При планировании использовать наиболее доступные и эффективные методы: репродуктивный(повторение), эвристический(частично-поисковый), информационно рецептивный(наблюдение, восприятие).
• Создавать психологическую, нравственную атмосферу, в которой особый ребёнок перестанет ощущать себя не таким как все.
Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.

Слайд 26
Закончу выступление словами В.А. Сухомлинского: «Каждый твой поступок отражается на других людях; не забывай, что рядом с тобой человек.»

Создание сайта Артёмов Антон